Nissan Leaf не был первым электромобилем в мире (это звание принадлежит GM EV1 или Tesla Roadster), но именно он стал первым, который действительно имел значение. С декабря 2010 года Leaf продал более 700 000 единиц по всему миру — больше, чем любой другой электрокар до появления Tesla Model 3. В 2025 году легенда переживает третье перерождение: из скромного 5-дверного хэтчбека Leaf превратился в стильный компактный C-SUV на платформе AmpR Medium (совместно с Renault-Nissan-Mitsubishi), с батареями 52 или 75 кВт·ч и производством в Сандерленде (Великобритания) и Оппаме (Япония). Давайте сравним все три поколения и поймём, как Leaf прошёл путь от «пионера» до «практичного семейного кроссовера».
1-е поколение (2009–2017): Пионер, который изменил правила
- Дебют: декабрь 2010 (Япония/США), 2011 (Европа)
- Платформа: Nissan EV platform (специально для EV)
- Батарея: 24 кВт·ч (позже 30 кВт·ч в 2016)
- Запас хода: 117–175 км (EPA), 200 км (NEDC)
- Мощность: 80 кВт (109 л.с.), 254 Нм
- Разгон 0–100 км/ч: 11,5 с
- Производство: Оппама (Япония), Смирна (Теннесси, США), Сандерленд (с 2013)
- Продажи: ≈ 310 000 ед.
Ключевые фишки: CHAdeMO, «лягушачьи глаза» фар, салон на 5 мест с багажником 370 л. Проблемы: деградация батареи в жарком климате, отсутствие TMS (термоуправления).
Историческое значение: в 2011–2012 Leaf — самый продаваемый электромобиль в мире. В Норвегии в 2014 году — 12,4% рынка!
2-е поколение (2017–2025): Взросление и e-Pedal
- Дебют: сентябрь 2017 (Япония), 2018 (Европа)
- Платформа: доработанная EV-платформа + элементы CMF
- Батарея: 40 кВт·ч (2018), 62 кВт·ч Leaf e+ (2019)
- Запас хода: 270 км / 385 км (WLTP)
- Мощность: 110 кВт (150 л.с.) / 160 кВт (218 л.с.) e+
- Разгон 0–100 км/ч: 7,9 с / 6,9 с (e+)
- Производство: Оппама, Сандерленд, Смирна
- Продажи: ≈ 390 000 ед. (по июнь 2025)
Ключевые фишки:
- e-Pedal (одна педаль до полной остановки)
- ProPILOT (адаптивный круиз + удержание полосы)
- 8″ экран, Apple CarPlay/Android Auto
- Тепловой насос (с 2022)
Минусы: всё ещё CHAdeMO (до 100 кВт), дизайн «мыльница», тесноватый салон сзади.
3-е поколение (2025–): Теперь это C-SUV на AmpR Medium
- Дебют: март 2025 (Япония), июнь 2025 (Европа)
- Платформа: AmpR Medium (Renault-Nissan-Mitsubishi)
- Батарея: 52 кВт·ч (LFP) или 75 кВт·ч (NMC)
- Запас хода: до 478 км (WLTP) с 75 кВт·ч
- Мощность: 160 кВт (218 л.с.) / 200 кВт (272 л.с.) в версии Nismo
- Разгон 0–100 км/ч: 6,8 с (75 кВт·ч)
- Зарядка: CCS2 до 130 кВт (11 кВт AC onboard)
- Производство: Сандерленд (UK), Оппама (Япония)
- Цена: от £29 995 (≈ €35 800) в Великобритании
Что нового:
- Клиренс +30 мм → настоящий кроссовер
- Колёсная база +70 мм (2770 мм) → простор сзади как в Qashqai
- Багажник 435 л + 35 л frunk
- 12,3″ + 12,3″ экраны, Google built-in, V2L/V2G
- Тепловой насос + предкондиционирование
- Nismo-версия 2026 с 272 л.с. и трековыми настройками
| Параметр | 1st Gen (2010–2017) | 2nd Gen (2017–2025) | 3rd Gen (2025–) |
|---|---|---|---|
| Класс | C-хэтчбек | C-хэтчбек | C-SUV |
| Платформа | Nissan EV | Nissan EV | AmpR Medium |
| Батарея | 24–30 кВт·ч | 40–62 кВт·ч | 52 / 75 кВт·ч |
| Запас хода (WLTP) | — / 200 км | 270 / 385 км | 378 / 478 км |
| Мощность | 109 л.с. | 150 / 218 л.с. | 218 / 272 л.с. (Nismo) |
| Зарядка DC | CHAdeMO 50 кВт | CHAdeMO 100 кВт | CCS2 130 кВт |
| Размеры (Д×Ш×В) | 4445×1770×1550 мм | 4490×1788×1545 мм | 4665×1880×1660 мм |
| Багажник | 370 л | 435 л | 435 + 35 л frunk |
| Производство | JP, USA, UK | JP, USA, UK | UK, JP |
Почему третье поколение — это прорыв
- Платформа AmpR Medium — та же, что у Renault Mégane E-Tech и Scenic E-Tech. Жёсткость +30%, центр тяжести ниже на 25 мм.
- LFP-батарея 52 кВт·ч — дешевле, долговечнее, 100% кобальт-free.
- Производство в Великобритании — обход тарифов ЕС, 150 000 единиц/год с 2026.
- V2G готовность — можно продавать энергию обратно в сеть (до 11 кВт).
- Nissan Connect 2.0 — OTA-обновления каждые 3 месяца, включая мощность и рекуперацию.
Продажи и перспективы
- 2024: 68 500 ед. (-12% из-за ожидания новой модели)
- H1 2025: уже 42 000 предзаказов в Европе
- Цель 2026: 180 000 ед./год (60% — 75 кВт·ч версия)
В Норвегии Leaf 3 уже в топ-10 (июль 2025 — 1 842 ед.), в Великобритании — топ-5 EV.
Заключение
За 15 лет Nissan Leaf прошёл путь от «странной лягушки» с 120 км запаса хода до современного семейного C-SUV, который может проехать 478 км, заряжаться 130 кВт и выглядит как младший брат Ariya. Он больше не «первый электрокар для всех», а практичный кроссовер для семьи, который сохранил главное — доступность и надёжность.
Leaf доказал: революция не обязана быть дорогой. И в 2025 году он снова готов удивлять — теперь уже с увеличенным клиренсом и британским паспортом. Long live the Leaf!



