Сегодня мы постараемся ответить на вопрос, почему так популярны трех-цилиндровые моторы в последнее время. Раскроем основные технические характеристики, узнаем о надежности таких двигателей и особенностях эксплуатации.
История создания

Итальянский инженер Адальберто Гарелли (1886-1968 гг), родившийся в Турине и позднее устроившийся на работу в автомобильный концерн «FIAT» стал перво-разработчиком данного двигателя. Разработки велись для мотоциклов, уже позднее этим вариантом мотора заинтересовались и производители автомобилей, используя ранние разработки Гарелли в основе создания более современных аналогов. Таким образом: лидером в разработке 3-х цилиндровых двигателей стала итальянская корпорация «FIAT», которая и на данный момент не останавливается в совершенствовании своего «детища» и стремлении создать более компактный и мобильный аппарат этого варианта. На сегодняшний день и другие концерны спешат модернизировать свои разработки в данном направлении, считая, что востребованность этих легких и экономных двигателей будет только расти.
Какие автомобильные бренды их используют в 2021 году
Начнем с того, что такие малолитражные двигатели нашли широкое применение в Европе, так как здесь предпочитают небольшие экономичные и экологичные моторы. Поэтому такие двигатели в основном используют европейские бренды, намного реже японские и корейские производители.
Модель автомобиля | Код двигателя | Тип | Объем, л | Мощность, л.с. | Крут. Момент, Нм | Расход — город, л/100 км | Расход — трасса, л/100 км | Расход — смешаный цикл, л/100 км |
Skoda Fabia | TSI CHZB (EA211) | бензин | 1,0 | 95 | 160 | 6,0 | 4,0 | 4,7 |
Skoda Fabia | TSI CHZB (EA211) | бензин | 1,0 | 110 | 200 | 5,4 | 3,9 | 4,4 |
Peugeot 2008 | PureTech 130 | бензин | 1,2 | 130 | 230 | 5,8 | 4,2 | 4,8 |
Peugeot 2008 | PureTech 155 | бензин | 1,2 | 155 | 240 | 7,7 | 5,2 | 6,1 |
СITROEN C3 | PureTech 82 | бензин | 1,2 | 82 | 118 | 5,7 | 4,1 | 4,7 |
СITROEN C3 | PureTech 110 | бензин | 1,2 | 110 | 205 | 6,8 | 4,2 | 5,2 |
Opel Corsa | Direct Injection | бензин | 1,2 | 75 | 110 | 4,9 | 3,7 | 4,1 |
Opel Corsa | Direct Injection | бензин | 1,2 | 130 | 230 | 5,5 | 4,2 | 4,7 |
Opel Crossland X | Direct Injection | бензин | 1,2 | 82 | 118 | 6,2 | 4,5 | 5,1 |
Opel Crossland X | Direct Injection | бензин | 1,2 | 110 | 205 | 8,3 | 4,9 | 6,2 |
Ford Fiesta | EcoBoost | бензин | 1 | 95 | 170 | 5,4 | 4 | 4,5 |
Ford ECOSPORT | EcoBoost | бензин | 1 | 125 | 180 | 7,3 | 5,4 | 6,1 |
Ford Puma | EcoBoost | бензин | 1 | 125 | 200 | 6 | 4,4 | 5 |
Ford Kuga | EcoBoost | бензин | 1,5 | 150 | 240 | 6,9 | 5,2 | 5,9 |
Renault Sandero | H4Bt | бензин | 0,9 | 90 | 140 | 5,8 | 4,6 | 5 |
Renault Logan | H4Bt | бензин | 0,9 | 90 | 140 | 5,8 | 4,6 | 5 |
Renault Sandero | H4D | бензин | 1 | 73 | 97 | 6,7 | 4,8 | 5,5 |
Renault Logan | H4D | бензин | 1 | 73 | 97 | 6,7 | 4,8 | 5,5 |
BMW 1 серия | B38A15M1 | бензин | 1,5 | 140 | 220 | 7,9 | 5,3 | 6,3 |
BMW X1 | B38A15M1 | бензин | 1,5 | 140 | 220 | 7,9 | 5,3 | 6,3 |
BMW X2 | B38A15M1 | бензин | 1,5 | 140 | 220 | 7,9 | 5,3 | 6,3 |
Kia Picanto | G3LA | бензин | 1 | 67 | 95 | 5,6 | 3,7 | 4,4 |
Как видим, украинский рынок повторяет европейские тенденции отказа от дизелей. В 2021 году вы не сможете купить новое авто с 3-цилиндровым двигателем.
Объемы и мощности двигателей

Топливный объем двигателей внутреннего сгорания в указанном варианте имеют от 0,9 и до 1,5 литра. Стремление многих производителей сделать чуть больший объем малолитражек связано с желанием увеличить технический потенциал этих автомобилей и привлечь этим покупателя. Лошадок заложено немало: от 67 до 155 л.с. и даже выше для более современных разработок, но этого достаточно для хорошей маневренности по городским улицам и даже за городом.
Дизельные и их особенности

Особенности дизельного малолитражного двигателя состоят в том, что он экономичен, компактен, высокое КПД двигателя дает результат самого минимального расхода топлива около 4-х литров на 100 км в напряженном городском режиме. Но надо заметить, что дизельный двигатель требует более долгого прогрева автомобиля, что важно учитывать жителям северных широт. И да, дизелей с 3-мя цилиндрами вы больше не сможете купить на отечественном рынке, ну разве что на вторичном рынке.
Бензиновые и их особенности

Бензиновый вариант малолитражного двигателя более приспособлен к разным температурным режимам. Экономичность и неплохие эксплуатационные качества делают машины с 3-х цилиндровым двигателем привлекательным для всех пользователей, но здесь можно отметить такие отрицательные моменты, что заправляться такой машине необходимо часто из-за небольшого бака, это не внедорожник и проходимость невысокая, шум в салоне будет немного более высокий, по сравнению с четырех- и другими двигателями, салон компактен.
Надежность и ресурс
Надежность современных двигателей внутреннего сгорания 3-х цилиндровых обусловлена направленностью различных разработчиков достичь максимальной работоспособности данной системы и обеспечить хороший ходовой ресурс. Легкий мотор из алюминиевых сплавов обеспечивает прочность, надежность, гарантию повышенных эксплуатационных качеств. Высокой динамики от авто с такими двигателями ждать не надо, но в своих технических параметрах они иногда опережают собратьев: экономичность использования и более дешевый вариант в финансовом плане. Экологичность их тоже более высокая. Ресурс выносливости немалый, обозначен не менее 350 000 км, это чуть ниже 4-х тактных, а разница настолько мала, что можно с уверенностью сказать: 3-х цилиндровые двигатели доказали свою надежность, жизнеспособность. Возникающие проблемы с восстановлением работоспособности решаются менее затратно — это один из привлекательных плюсов приобретения малолитражек.
Как обслуживать и какое масло заливать
Обслуживание 3-х цилиндровых двигателей не сильно отличается от четырехтактных, но имеет свои нюансы: объем требуемого при замене масла намного меньше, это следует учитывать. Что касается типа используемого в данном двигателя масла, то лучше воспользоваться инструкцией по данному вопросу: для каждого автомобиля и его двигателя есть полезная информация гарантийном руководстве или в интернете по использования того или иного вида масла. Также следует учитывать более компактные размеры для охлаждающей жидкости. Во всем остальном машина с указанным 3-х цилиндровым двигателем не требует дополнительного внимания со стороны сервисных служб.
Преимущества и недостатки
Не секрет, что большинство производителей все больше и больше вводит в свою линейку двигатели из 3-х цилиндров. Все дело в том, что экологические нормы в Евросоюзе ужесточаются и чтобы уменьшить количество вредных выбросов приходится использовать менее объемные двигатели. Кроме этого, идет удешевление самой конструкции, ведь вы просто не переплачиваете за 1 цилиндр. Из-за этого нужно меньше масла и расходников, что в теории уменьшает эксплуатационные расходы при будущих ТО. Еще один плюс — меньше масса.
А что же с динамикой? Благодаря использованию турбин с динамикой все в порядке. По крайнем мере в городском потоке вам его хватит с головой. Если хочется чего-то больше, то нужно смотреть не на бюджетные машины, где используются трехцилиндровые моторы, а на класс выше.
Явных недостатков у этих двигателей не выявлено. В теории считается, что у этих силовых агрегатов меньше моторесурс по сравнению с более объемными экземплярами. Но как показывает практика, это утверждение не обосновано. Также иногда пишут, что может присутствовать повышенная вибрация. Однако, быстрее всего, это связано с конструктивной особенностью определенной модели и
Итоги
Большинство компактных автомобилей городского класса имеют 3-х цилиндровые двигатели и они становятся все более востребованы, так как имеют немало преимуществ перед более габаритными собратьями. В первую очередь их используют французы, это корпорация PSA и Рено. Не отстает и Форд, который также устанавливает свои Экобусты на целый ряд моделей. Что касается, таких производителей, как KIA, BMW, VW и др., то здесь мы не видим широкую гамму таких двигателей и быстрее всего эти бренды уже делают ставки на гибридные модели. В любом случае у 3 цилиндров есть и плюсы, и минусы, а выбор за потребителем.